UEFI, Windows 8 и все-все-все…
Нашумевшее известие о новой реинкарнации TPM в виде новой спецификации UEFI обсудили уже со почти всех сторон. Повозмущались пользователи альтернативных ОС, но почти все надеются, что эту неприятность можно будет пережить (Практически в каждом таком обсуждении высказывается надежда, что Trusted Chain можно будет отключить). Однако, стоит взглянуть на ситуацию под углом зрения, отличным от своей колокольни.
Что может означать принятие этой спецификации?
Оставим пока в cтороне Столмана и «Right of read». Это пока только перспектива, причем не самая ближайшая. Да и не нужно им наше право читать. Это сравнительно небольшие деньги.
Прибыль от вендоров оборудования через программу сертификации? Это да, но вряд-ли прибыль будет отличаться от уже получаемой через аналогичные существующие.
Возможность блокировки неподписанной малвари с флешек? Сомнительность такой защиты уже обсуждали. Надежность тоже — большинство моторол успешно поломали через различные дыры в загрузчиках, чему множество свидетельств.
Тогда для чего весь этот сыр-бор?
Для понимания этого достаточно вспомнить пример малвари. Ключевая особенность данной технологии в блокировке не подписанного софта. Внезапно вспоминается, что софт пишут не только вирусописатели, но и всякие коммерческие компании. А значит что? Значит, понадобится подписывать огромное количество софта, как бесплатного, так и не очень. Почуствовали открывающиеся коммерческие перспективы?
Возможно, скажет читатель, это будет необязательным. Возможно. Для всяких пользовательских программок, это может быть и так (хотя, десять старушек… может получиться немало). Однако существует еще корпоративный рынок ПО, обороты которого значительно превышают домашний сектор. И там подобные подписи практически безальтернативны. Кто станет покупать в банковском секторе не подписанную программу? Кто будет рисковать собственной безопасностью?
Вывод:
Микрософт совместно с партнерами готовит технологию, позволяющую взять под контроль рынок корпоративного ПО. Это в ближней перспективе (3 года). В дальней — взять под контроль ВЕСЬ рынок ПО.
Просто мечта монополиста, не так-ли?