О том, как веб-дизайнер любит один веб-дизайн и других веб-дизайнеров, а заказчику нужен третий веб-дизайн для своего сайта

17 февраля 2010 г.

Кто много читает, перестает думать самостоятельно © А. Папанов

Большинство статейных и блогерских стоков содержат публикации про веб-дизайн, ссылающиеся на персональные сайты веб-дизайнеров. Зеленый свет этой тенденции дали, прежде всего, иностранные ресурсы (smashingmagazine.com, webdesignledger.com и др.). Русские веб-дизайнеры, еще несколько лет назад осознавшие резонность ведения блогов и наращения тематического контента, не долго думая, уверенно повторяют за зарубежными сайтами все примеры, в том числе, и довольно прозаические. При том, что каждый веб-дизайнер перепевает все на свой лад, суть и примеры остаются неизменными. Ладно примеры только прозаические, так еще и — других веб-дизайнеров.

О любви веб-дизайнера к веб-дизайну и о том, до чего это может довести

Все (или почти все) веб-дизайнеры любят веб-дизайн, это понятно. Но значит ли это, что нужно выкладывать сайты своих конкурентов, да еще с прямыми контактами, в свой родной, кровью и потом вымученный блог? Компания по реализации мебели тоже любит красивую мебель, но никому в голову не придет вешать в своих магазинах картинки с моделями чужой фирмы и их контактами. История показывает: Микеланджело искренне и безгранично любил скульптуру и искусство, но терпеть не мог ни Да Винчи, ни Рафаэля.

Может, по-настоящему профессиональный веб-дизайнер не боится конкуренции? Глянешь в его закрома, Портфолио, — диву дашься — ни единого соответствия захваливаемым примерам: заскорузлый веб-дизайн ушедших еще в начале XXI века тенденций. Для чего же весь блог и старательно выложенные материалы про других веб-мастеров и их работы? Ответ напрашивается сам собой: веб-дизайнер не знал, что творил. На это указывает и иссякаемое красноречие (как правило, где-то к середине блоговой записи), в таком духе: «даже не знаю, как точно выразить впечатление, но вы сами лучше посмотрите…». Пассивная мысль веб-дизайнера до неприличия не прикрыта. Но печальнее всего, что пассивность становится правилом, нежели исключением. Вместо оттачивания ценных навыков и профессионализма в веб-дизайне, убивается огромное количество времени и энергии на мучительное «произведение» все большего и большего числа статей.

Двойные стандарты к зарубежным и русским коллегам

В то же время, мотивации веб-дизайнера в самом размещении таких публикаций окутаны туманом. То ли он хочет демонстрировать свою осведомленность в современных течениях веб-дизайна, то ли, — что более вероятно, — они (публикации) рождаются вследствие погони за быстрым контентом. А еще вероятнее, зарубежных веб-дизайнеров он просто не считает за прямых конкурентов, и только открещивается, чуть было не разместив англоязычную версию сайта, в последний момент распознанного-уличенного, русского веб-дизайнера. Нашему брату и заморские молодцы не стать, только «чёрта» — коллегу по русскому цеху — не надо. Получается борьба за рынок, а не за профессию (искусство).

В погоне за быстрым контентом

На чем же стоит «система быстрого контента»? Она довольно проста. На известных иностранных сайтах появляются несколько статей с различными, хотя иногда перекликающимися, примерами. Это могут быть статьи про минималистичный веб-дизайн, про колоритный веб-дизайн, про «креативный» веб-дизайн, про «прекрасный» (beautiful) веб-дизайн и т.д. Как правило такие посты, в лучших традициях формирования заголовков в Веб (По Р. Ноблес), снабжены циферным обозначением. Например, «25 примеров элегантного веб-дизайна». Поистине, рог изобилия тем неисчерпаем. Далее веб-дизайнер, периодически наведывающий один из этих ресурсов в поисках новой темы, попадает на одну статью. Ему кажется недостаточным ее содержимое. Он набирает в Google нужный запрос и открывает другие статьи известных сайтов (назовем их «поисковыми соседями» — сайтами, примерно равноценными по критериям выдачи в результатах поиска), выбирает из всех, понравившиеся примеры и использует в своем блоге. Сосед веб-дизайнер, видя у конкурента новинку, тут же обращается к тому же Google, который выдает те же результаты, что и его коллеге. Он делает свою подборку, несколько перекликающуюся с подборкой первого веб-дизайнера (их вкусы в некоторых случаях совпали). И так далее. По сути, это — классический копирайтинг.

«Быстрый контент» такого рода, как и всякий уникальный контент (все-таки скриншоты сайтов — полноценные уникальные картинки, а фразы: «даже не знаю, как точно выразить впечатление, но вы сами лучше посмотрите…» — ранжируются поисковиками наравне с уникальными адекватными текстами), приносит определенный трафик. Другое дело, что трафик по такому «быстрому контенту», без планирования (которое, с учетом фактора гонки за перевыполнение пятилетки, не предвидется), весьма сомнителен. В довершение прочего, для потенциального заказчика такой «быстрый контент» вряд ли составит какую-либо прелесть.

А что же нужно заказчику?

Суть в том, что заказчику нужен современный и действенный веб-дизайн, который будет приносить конкретную прибыль его фирме, — не рассказы о веб-дизайне, — и уж никак не минималистичный (хоть в стиле персонального сайта отдельного веб-разработчика, хоть в стиле самого Google) или, скажем, ретро веб-дизайн. Ему это не подходит. Насколько бы мы все ни любили и ни уважали Google, но он служит вполне определенным целям, часто далеким от целей фирмы заказчика веб-услуг. Понимание целей заказчика и обращение к ним всегда принесет его интерес, и наоборот. Заказчика интересует, насколько веб-дизайнер умеет думать как веб-дизайнер и сможет ли воплотить на должном уровне поставленную задачу создания корпоративного сайта, интернет-магазина или какого-либо другого проекта.

Думать как веб-дизайнер

Между тем, веб-дизайнер продолжает копировать западные материалы в своих блогах, а конкретно — примеры западного веб-дизайна. Именно этот веб-дизайн бесконечно клонируется в интернете, перетасовываясь друг с другом, словно колода одних и тех же карт.

Перефразируя А. Папанова, про веб-дизайнера можно сказать: кто смотрит много картинок веб-дизайна, перестает видеть как веб-дизайнер. Соответственно, быть веб-дизайнером, творить как веб-дизайнер. Веб-дизайнер перестает создавать собственные идеи, развивать их до более высокого уровня (а это иногда намного важнее создания). Вместо этого, он цепляется за чужие мысли, пытаясь впитать стиль, который отнюдь не всегда годен к реалиям бизнес-задач потенциальных клиентов. Конечно, в свое оправдание, веб-дизайнер может заметить, что в ином случае, кроме как быстрого копирайтинга, он лишится некоторых позиций в поиске и своего ценного трафика, т.к. другие веб-дизайнеры не подумают сократить темпы по накачиванию сайта из легкодоступного источника. Выходит, конкуренция между веб-дизайнерами (особенно, начинающими) сводится к быстроте клонирования статей о зарубежном веб-дизайне.

Вместе с тем, заказчику, который приходит к веб-дизайнеру, нужен веб-дизайн, способный успешно конкурировать с развитыми сайтами его отрасли бизнеса. Это значит, что ему нужен веб-дизайн, отличающийся от конкурентов, выделяющий особый стиль и миссию компании, подчеркивающий ее преимущества. А для этого надо уметь работать с сырым материалом и думать как веб-дизайнер, постоянно генерируя свежие и актуальные идеи оформления, преподнесения материала, вплоть до обнажения маркетинговой сути сайта.

Вместо заключения

В мире существует множество копий Давида, но они всегда останутся лишь копиями, только усиливающими славу автора подлинника. Они всегда останутся подобием оригинала, так же, как перенятый чужой стиль веб-дизайна останется бледным подобием окружающих «живых» идей.